Ряд
Подъем передний Средний задний
Верхний и Ы у
Средний э о
Нижний А
Нелабиализованные Лабиализованные
Сонорными являются такие согласные, в образовании которых участвует голос и незначительный шум. При образовании этих согласных голосовая щель сужена, голосовые связки напряжены и колеблются под воздействием выдыхаемого воздуха. К сонорным в русском литературном языке относятся
р, л, м, н и р`, л`, м`, н`, j.
Шумными являются такие согласные, в образовании которых шум преобладает над голосом. С этой точки зрения они делятся на звонкие шумные, образование которых характеризуется шумом в сопровождении голоса, и глухие шумные, которые образуются только шумом (произнесение глухих шумных определяется тем, что голосовая щель открыта, а голосовые связки не напряжены и не колеблются).
Звонкие шумные русского литературного языка – это
б, б`, в, в`, д, д`, з, з`, ж, ж`, г, г`.
дож`á (дождя)
вόж`и (вожжи)
é ж`у (езжу)
Глухие шумные
п, п`, ф, ф`, т, т`,
с, с`, ш, ш`, ц, ч`, к, к`, х, х`.
2) По месту образования шума все согласные делятся на губные и язычные, так как в их образовании участвуют два активных органа речи – губы и язык: в образовании губных согласных активную роль играет нижняя губа, а в образовании язычных согласных – язык. Активно органы речи действуют (артикулируют) по отношению к пассивным – верхней губе, альвеолам, зубам, твердому небу.
Губные и язычные согласные делятся на ряд более мелких групп в зависимости от того, по отношению к каким пассивным органам действуют активные.
Губные согласные делятся на губно-губные и губно-зубные. Первые образуют смыканием нижней губы с верхней – к ним относятся:
п, п`, б, б`, м, м`;
вторые образуются сближением нижней губы с верхними зубами – к ним относятся:
ф, ф`, в, в`.
Язычные согласные делятся на передне-, средне- и заднеязычные в зависимости от того, какая часть языка – передняя, средняя или задняя – выполняет активную роль в образовании звука.
Переднеязычные согласные делятся на 2 группы: зубные и небно-зубные. При образовании зубных согласных передняя часть языка смыкается или сближается с верхними зубами. К ним относятся:
т, т`, д, д`, с, с`, з, з`, ц, н, н`, л, л`.
При образовании небно-зубных согласных передняя часть языка поднимается к передней части неба и там создается преграда в области альвеол. К ним относятся:
ш, ж, ш`, ж`, ч`, р, р`.
Среднеязычным, а по пассивному органу средненебным в русском языке является согласный j. При его образовании средняя часть языка поднимается к среднему небу.
Заднеязычные, а по пассивному органу задненебные, звуки
к, г, х, к`, г`, х`
образуются смыканием (к, г) или сближением (х) задней части языка с неподвижным задним небом.
3) По способу образования шума, или по способу преодоления преграды, согласные делятся на смычные (взрывные), фрикативные (щелевые), аффрикаты,смычно-проходные, дрожащие.
Смычные (взрывные) согласные образуются полным смыканием органов произношения, и поэтому воздух, наталкиваясь на эту преграду, с силой разрывает ее, в результате чего и возникает характерный для этих согласных шум. К смычным в русском языке относятся:
п, п`, б, б`, т, т`, д, д`, к, к`, г, г`.
Фрикативные (щелевые) согласные образуются неполным сближением активного и пассивного органов речи, в результате чего между ними остается узкая щель, через которую проходит воздух; шум образуется трением воздуха о стенки щели. Фрикативными согласными являются:
ф, ф`, в, в`, с, с`, з, з`, ш, ж, ш`, ж`, j, х, х`.
Аффрикаты – это сложные по работе органов речи звуки: в начальной стадии артикуляции они образуются как смычные, то есть путем полного смыкания органов речи, но в конце артикуляции происходит не мгновенное размыкание смычки. а переход ее в щель, как у фрикативных. В русском литературном языке есть две аффрикаты:
ц (т + с) и ч` (т` + ш`).
Смычно-проходными согласными являются те, образование которых характеризуется полным смыканием органов речи с одновременным прохождением воздуха через полость рта или полость носа. В зависимости от того, через какую полость проходит воздух, смычно-проходные делятся на носовые и боковые.
К носовым смычно-проходным относятся:
н, н`, м, м`,
к боковым – л, л` (бок языка примыкает к верхней челюсти).
Наконец, дрожащими (или вибрантами) являются согласные, при образовании которых кончик языка то смыкается, то размыкается с альвеолами при прохождении воздушной струи (вибрирует). К дрожащим в русском языке относятся:
р, р`.
4) По наличию или отсутствию смягчения (палатализации) все согласные делятся на твердые и мягкие. При образовании мягких согласных возникает дополнительная артикуляция – средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу. Эта дополнительная артикуляция иначе называется «йотовой» артикуляцией, то есть основная артикуляция согласного осложняется дополнительной средненебной артикуляцией, свойственной согласному j. Твердые согласные не имеют такой дополнительной артикуляции. Мягкими в русском литературном языке являются согласные: _ _
п', б', ф', в', м', т', д', с', з', ш', ж', ч', н', л', р', к', г', х'
Остальные согласные – твердые. Мягкие согласные, получающие «йотовую» артикуляцию как дополнительную, называются палатализованными в отличие от j, у которого эта артикуляция не дополнительная, а основная и который поэтому является палатальным.
Таким образом, каждый согласный русского литературного языка может быть охарактеризован по совокупности четырех признаков, которые выступают в разных комбинациях. Например:
б – звонкий шумный, губно-губной, смычный, твердый;
л` – сонорный, переднеязычный, смычно-проходной, боковой, мягкий.
1) В системе фонетической транскрипции используются все гласные буквы русского алфавита, кроме я, ю, ё, которые в русской графике обозначают те же звукиа, у, о после мягких согласных, или сочетаниями звуков jа, jу,jо.
например, тётя т`όт`ь, люк л`ук, ясень jáс`ьн`
2) В системе фонетической транскрипции используются все согласные буквы русского алфавита, кроме щ, которая в русской графике обозначает долгий мягкий звук ш`, например:
щука ш`ýкъ, ищи иш`ù.
3) Буквы ъ и ь используются в транскрипции для обозначения в безударных слогах ослабленных или редуцированных гласных.
ъ – заднего ряда, средне-верхнего подъема,
ь – переднего ряда, средне-верхнего подъема.
Например:
вынос вынъс, вывоз вывъс, вынес вын`ьс, вывез выв`ьс, порубить пъруб`ит`.
4) Для обозначения гласного звука, который произносится в первом предударном слоге после твердых согласных в соответствии с ударными а, о, используется условное обозначение «Λ» (знак «крышечка». Например:
дом – дома дΛма, дал - дала дΛла.
Для обозначения гласного звука, который произносится в первом предударном слоге после твердых согласных в соответствии с ударным е, используется условное обозначение Ые (то есть знак, обозначающий звук ы, склонный к е). Например:
жесть - жестянка жыест`анкъ,
прицеп - прицепил пр`ицыеп`ил.
Для обозначения гласного звука, который произносится в первом предударном слоге после мягких согласных в соответствии с ударными а, о, е используется условное обозначение Ие (то есть знак, обозначающий звук и, склонный к е). Например:
пять п`ат` - пятак п`иетак,
нес н`ос - несу н`иесу,
лес л`ес - в лесу в-л`иесу.
Рассмотрим таблицу.
1. Изменение гласных А, О, Е после твердых согласных
2. Изменение гласных А, О, Е после мягких согласных.
II I II II I II II II
М О Л О Д А Я И Н Т Е Р Е С Н А Я
М Ъ Л Λ Д А j Ь И Н Т´ Ие Р´ Е С Н Ъ j Ь
5. В русской фонетической транскрипции используется буква j, которой нет в русском алфавите и которая обозначает среднеязычный согласный, например:
яма jамъ, елка jолкъ, юноша jунъшъ,
а также буква γ для обозначения звонкого фрикативного заднеязычного согласного, например:
соγ-бы сох бы.
6) В фонетической транскрипции используются следующие диакритические значки:
а) точка слева рядом с гласной буквой означает передвижку артикуляции звука в переднюю зону образования в начальной стадии его произношения:
м`•ал мял;
точка справа – передвижку звука в переднюю зону в конечной стадии его произношения:
ма•т` мать;
две точки сверху – передвижку звука в переднюю зону на всем протяжении его произношения, например:
м`äт` - мять.
б) знак ^ над гласной буквой означает закрытость. напряженность соответствующего гласного звука, например:
д`êн` – день, в`ûт` – вить.
в) знак под гласной буквой означает неслоговой характер соответствующего звука, например:
мои – мой, вΛина – война.
г) запятая справа сверху над согласной буквой означает мягкость соответствующего звука, например:
п`ел – пел, угъл` – уголь.
д) черта над согласной буквой означает долготу соответствующего звука, например:
_ _
Λда•т` – отдать, шы•т` – сшить.
е) знак ^ под буквой сонорного согласного л, р, м, н обозначает оглушение этого согласного, например:
т`иеатр – театр.
ж) знак («дужка») над сочетанием двух согласных означает их слитное произношение, например:
Λт`едз-бы – отец бы, но•д`ж`-бы – ночь бы.
7. Каждый отдельный транскрибируемый знак, слово или часть слова заключается в квадратные скобки, в каждом слове указывается ударение.
1) в положении перед глухими шумными звонкие шумные позиционно меняются на глухие (лафка, грятке, лошка, нокт`и), а глухие шумные перед звонкими – на звонкие (зд`елать, одгадать, здать, г-дому;
2) в абсолютном конце слова выступают только глухие шумные (кроф, кроф`, сут, сят`, вос, лес`, муш, снек), то есть происходит мена звонких на глухие.
В результате позиционной мены в русском литературном языке образуется перекрещивающийся тип позиционно меняющихся глухих-звонких шумных согласных. когда в одной позиции – перед гласными – выступают глухие и звонкие, а в других – или только глухие, или только звонкие. Этот ряд позиционно меняющихся согласных образуются следующие группы глухих-звонких
Слог как фонетическая единица
С артикуляционной точки зрения слог – это звук или сочетание звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.
С акустической точки зрения слоговая граница, то есть деление на слоги, проходит рядом со звуком наименьшей звучности. Звучность – это слышимость звука на расстоянии. С этой точки зрения, наиболее звучными являются гласные, а из согласных – сонорные. В составе слога один
Звук выделяется среди других наибольшей звучностью. Звук, имеющий наибольшую звучность, выступает как носитель слога, как слоговой, а остальные – какнеслоговые. Гласные звуки выступают чаще всего в качестве слоговых, так как являются наиболее звучными. Слоговыми могут быть также сонорные, но в русском языке они в такой роли выступают очень редко и только в беглой речи.
Слог, который оканчивается слоговым звуком, называется открытым, а слог. оканчивающийся неслоговым звуком, - закрытым. Сравнить:
кΛ/са, го/лъ/ву, у/хъ и т.д. и стоп, рош (рожь)
Звучность можно обозначить цифрами:
4 – это звучность гласных;
3 – звучность сонорных;
2- звучность звонких шумных;
1 – звучность глухих шумных.
Слогоделение в следующих словах может быть представлено так:
рΛ/сла ку/пл`у кΛм/баин
34 134 14 134 143 2433
дом кар/тъ
243 143 14
Однако слогораздел в русском литературном языке имеет определенные закономерности и особенности, что связано с общим характером русской слоговой структуры.
Структура слога
Основной закон, которому подчиняется структура слога русского языка – это закон открытого слога. Сущность этого закона заключается в том, что звуки в слоге должны располагаться по восходящей звучности и оканчиваться наиболее звучным звуком, то есть гласным.
Наблюдаются следующие закономерности в отнесении к одному или разным слогам сочетаний согласных между гласными.
1. Сочетания шумных между гласными относятся к следующему слогу:
мΛ/ста кА/скъ ла/пкъ
34 114 14 114 34 114
2. Сочетания шумных с сонорными также отходят к следующему слогу:
Λ/кно хра/бръ са/бл`ь ту/фл`и
4 134 134 234 14 234 14 134
3. Сочетания сонорных между гласными тоже относятся к следующему слогу:
кΛ/рма пΛ/ко/рнъ пΛ/лно
14 334 14 14 334 14 334
4. При сочетании сонорных с шумными слогораздел проходит между членами сочетания:
кар/тъ пол/къ бан/дъ кΛн/то/ръ кΛр/дон
143 14 143 14 243 24 143 14 34 143 243
5. При сочетании и с последующими шумными или сонорными слогораздел также проходит между членами сочетания (и оказывается звучнее сонорного):
саи/къ мои/къ тΛи/фун
143 14 343 14 143143
таи/нъ баи/къ кΛи/мА
143 34 243 14 143 34
Как видно из примеров, неконечный слог слова в русском языке оказывается в большинстве случаев открытым, закрытым он является лишь тогда, когда оканчивается на сонорный, за которым идет шумный или сонорный.
Закон восходящей звучности наиболее полно проявляется в срединных слогах. Что касается начального и конечного слогов, то они могут строиться и по нисходящей звучности:
Λр/бу/зный кΛл/пак
43 24 2343 132 132
Особенностью только конечных слогов является то, что они могут оканчиваться сочетанием шумных с последующим шумным или сонорным согласным:
д`ь/кΛ/бр`ист, тро•с`т`, добр, смугл, рубл`.
Если слог оканчивается на сонорный, то иногда возникает побочная слоговость и сонорный становится слогообразующим:
до/бр, сму/гл, ру/бл`.
Деление на слоги – явление чисто фонетическое.